Jump to content

Мировая статистика научно-технического развития: Китай рвется вперед


Recommended Posts

  • ED Team
Posted

Мировая статистика научно-технического развития: Китай рвется вперед, Россия сдает позиции

 

statistics_fig1_600.jpg

 

Национальный научный фонд США опубликовал подробную статистическую сводку по глобальной динамике научно-технического развития за 1995–2009 годы. Быстрее всего наука развивается в Китае, который уже сравнялся с США по количеству научных работников. В Западной Европе и США продолжается умеренный рост. В России основные показатели научно-технического развития не растут, а снижаются.

 

Сводка Science and Engineering Indicators 2010 опубликована на сайте Национального научного фонда США (NSF) и находится в открытом доступе. Самый очевидный вывод, который можно сделать из приведенных в ней многочисленных графиков, состоит в том, что беспрецедентные усилия Китая по наращиванию научно-технического потенциала, предпринятые в последние 15 лет, дают весьма впечатляющие результаты. По словам редактора сборника Рольфа Леминга (Rolf Lehming), мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда в какой-либо стране расходы на науку 10 лет подряд стабильно растут более чем на 20% ежегодно. Результаты этих усилий отражаются в стремительном росте таких ключевых показателей, как доля ВВП, выделяемая на науку и образование, число выпускников высших учебных заведений и производство наукоемкой продукции. Никаких признаков замедления роста пока не наблюдается. Китай уже догнал США по количеству научных работников: в обеих странах сегодня работает почти по полтора миллиона ученых. Примерно столько же их в странах Евросоюза. Быстро растет число ученых также и в других восточноазиатских странах, особенно в Южной Корее, Тайване и Сингапуре. В России, напротив, наблюдается снижение числа научных работников: в 1995 году их было около 600 000, а сейчас осталось лишь около 450 000. В Китае каждый год число ученых возрастает почти на 9%, а в России — снижается на 2%.

 

К числу важных тенденций следует отнести также быстрое развитие международного научного сотрудничества. Так, в 1988 году только 8% всех научных статей было написано международными авторскими коллективами, в 2007 — уже 23%.

 

statistics_fig2_600.jpg

 

Важнейшим показателем продуктивности научной деятельности является количество публикаций в международных рецензируемых журналах. Общемировое число ежегодно публикуемых статей неуклонно растет: в 1988 году было опубликовано около 460 000 статей, в 2008 — уже 760 000. При этом доля статей, приходящаяся на ученых из США и Евросоюза, постепенно снижается: в 1995 году они написали 69% всех статей, в 2008 — лишь 59%. Доля азиатских стран за тот же период выросла с 14 до 23%, причем этот рост в основном был обеспечен китайскими учеными, которые опубликовали в 1988 году лишь 1% всех мировых научных статей, а в 2008 — 8%. К сожалению, для России и по этому показателю картина получается неутешительная.

 

statistics_fig3_600.jpg

 

Как показывает таблица, из 45 стран с наиболее развитой наукой только в двух — России и Украине — количество публикуемых статей из года в год не растет, а снижается. По числу научных публикаций Китай уже поднялся на второе место, уступая только США, а Россия опустилась на позорное 14-е. За последние 15 лет нас обогнали по числу публикаций не только Китай, но и Италия, Испания, Южная Корея, Индия, Австралия и Нидерланды; на пятки наступают Тайвань и Бразилия. Всё это очень печально, особенно если учесть, что чем меньше остается в стране активно работающих ученых, тем разреженнее и беднее научная среда и тем ниже шансы для каждого отдельного ученого добиться чего-то путного в науке.

 

http://elementy.ru/news?newsid=431243

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. (С) Джордж Бернард Шоу

Posted

осталось только подсчитать количество статей, выпущенных русскими за рубежом ))

- Нет, мы еще маленькие пумы — у нас еще зубы молочные.



- И когти молочные.

- И мертвая мама…



©South Park

Guest Cheaster
Posted

Я слышал что Китай вырвется вперед США по електроннике, но что-то мне невериться.

Слишком тернист путь причем на мой взгляд первопроходцам (США) легче в 2-3-5 раз

потому что их новинки пользуются спросом уже долго и нагнать ту базу (заводы\лаборатории) китайцам тяжелее чем уже иметь свои американцам.

Posted
осталось только подсчитать количество статей, выпущенных русскими за рубежом ))

 

а России что с этого?

Тогда и все модели Сикорского тоже считайте советскими самолетами...смысл?

Posted

нам - никакого. а так - это показывает что мозгов россия меньше не делает - просто не умеет их заинтересовывать и удерживать...

 

А вообще как минимум половина всех этих статей - пуста. Этим фактом наш преподаватель по физике очень возмущается *хотя это возмущение больше перетекает в возмущение образовательной системой ссср - что мол каждый должен получить высшее образование*

- Нет, мы еще маленькие пумы — у нас еще зубы молочные.



- И когти молочные.

- И мертвая мама…



©South Park

Posted
нам - никакого. а так - это показывает что мозгов россия меньше не делает - просто не умеет их заинтересовывать и удерживать...

Мозги не делаются "сами собой" - чем меньше будет оставаться учёных, тем меньше будет "делаться" новых мозгов ....

Posted

скорее преподавателей, чем ученых.

хз как в целом - но наши стариканы пока никуда не собираются, плюс есть талантливые молодые :)

В общем база для получения "мозгов" есть - раздолбать не успели (хотя усердно пытаются всякими егэ и прочей фигней) - осталось только научить мозги и "мозги" применять :))

- Нет, мы еще маленькие пумы — у нас еще зубы молочные.



- И когти молочные.

- И мертвая мама…



©South Park

Posted (edited)
нам - никакого. а так - это показывает что мозгов россия меньше не делает - просто не умеет их заинтересовывать и удерживать...

 

А вообще как минимум половина всех этих статей - пуста. Этим фактом наш преподаватель по физике очень возмущается *хотя это возмущение больше перетекает в возмущение образовательной системой ссср - что мол каждый должен получить высшее образование*

Это как раз таки меняет все...

Права на открытие ,как и само место открытия научного исследования - это показатель.Для того что бы что то открыть и потом опубликовать нужна база .И людская выражаемая в кол-ве ученых работающих в одном направлении и материальная в виде лабораторий .

 

На данный момент времени у нас не лучшие времена.

Для анализа - Раптор взлетел 7 октября 1997 года(если не ошибаюсь),и наверняка в его разработке участвовали ученые и инженера с русской национальностью и не только. Но самолет целиком и полностью достижение только США ,и никого больше.

Выложенный материал ,только график в котором не описывается еще и важность открытий и статей.Если с этой точки зрения подходить,то все еще более грустно...

 

 

Осталось только оглянутся и посмотреть - что нас окружает ,чем мы пользуемся. 90 % ,если не больше произведено не в РФ ,и на данный момент времени произведено быть не может из-за отсутствия не только материальной и производственной базы, но и грамотных инженеров и ученых в купе.

Мы сегодня ресурсный придаток .

 

Нисколько не удивлюсь если в КНР скоро поднимется в воздух свой ПАК ФА...

Edited by reg_zero
Posted

Кто учить будет?? Люди, которые свежую статью по теме читали лет 20 назад? И они будут учить современным методикам??

Posted
По следам составителей рейтингов — 2

 

Эта картинка (без знака вопроса, разумеется) была приведена в топике "Вива Китай, :( Россия" со ссылкой на National Science Board. По ссылке — объемистый доклад, озаглавленный «Science and Engineering Indicators 2010». Предмет доклада составляет, в основном, образование собственно в США. А пресловутый график приведен во вступительной части доклада.

 

Если открыть приложение «Excels and individual PDF files», где даны исходные данные по докладу, то можно легко убедиться, что никаких данных по вступительной части там нет. На самой диаграмме написано следующее:

 

SOURCE: Organization for Economic Cooperation and Development, Main Science and Technology Indicators (2009/1 and previous years)

 

Вот сайт этой организации. Указанный доклад в свободном доступе отсутствует. Доступ к базам данных только по подписке.

 

Итак, исходных данных в свободном доступе нет.

 

http://habrahabr.ru/blogs/popular_science/82606/#habracut

picture.php?albumid=243&pictureid=1732
Posted

Ещё более интересная статья на эту тему здесь: http://habrahabr.ru/blogs/popular_science/82510/

 

Недавно на Хабре была опубликована статья "Вива Китай, :( Россия", из которой следовало, что, согласно исследованиям американских ученых, российские ученые безнадежно отстают и вообще российская наука загибается. Заинтригованный, я полез смотреть, откуда, собственно, дровишки. Дровишек не нашел (уж больно много букв), но набрел на прекрасное. Вот здесь: www.nsf.gov/statistics/seind10/, глава 7.

 

Те, кому эта тема небезынтересна, вероятно помнят опросы, которые устраивает данная организация среди взрослого населения, чтобы, типа, установить уровень знаний среднего гражданина США (Японии, России, Евросоюза и т.п). Типа, «правда ли, что электрон меньше атома» или «Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли».

 

Имеет смысл прочитать всю.

=RAF=Frost

Posted

Я бы измерял уровень "учености" не кол-вом статей, а количеством новых реально попавших в экономику и промышленность технологий. Причем надо учесть, что технологии бывают тоже разные - например, я не буду огорчаться на тему отсталости российской науки, если где-то кто-то изобретет новый чумовой лак для волос. :)

 

Также опыт показывает, что имеется немалое количество ученых, умеющих мастерски писать статьи практически в реальном времени, и не умеющих больше вообще ничего.

 

Еще мне кажется странным смешивать в одну кучу все виды публикций - я до сих пор уверен, что ценность новых знаний в ядерной физике или медицине несоизмеримо выше, чем какие-нибудь раскопки вымерших языков или эргономические обоснования полезности пятой кнопки на мыши.

 

P.S.: Все вышеупомянутые возражения против исходной статьи не отменяют того факта, что с наукой в России плохо при использовании любых методик оценки. С другой стороны, если нация этого захочет, все это восстановить куда легче, чем это кажется - будет на то воля, будут и иностранные инженеры, и иностранные преподаватели, и русские ученики "с горящим взором"... Мы это уже проходили несколько раз в недалеком прошлом - результаты были удовлетворительные, но что особенно характерно - недолгие.

 

Может, это просто не наше? И с точки зрения "великодержавности" - так ли все это важно? Китайцы в древности тоже были чуть ли не самым высокоученым народом, а что толку? Пришли неграмотные монголы и всех нагнули.

JGr124 "Katze"

  • ED Team
Posted
Недавно на Хабре была опубликована статья "Вива Китай, Россия", из которой следовало, что, согласно исследованиям американских ученых, российские ученые безнадежно отстают и вообще российская наука загибается. Заинтригованный, я полез смотреть, откуда, собственно, дровишки. Дровишек не нашел (уж больно много букв), но набрел на прекрасное. Вот здесь: http://www.nsf.gov/statistics/seind10/, глава 7..

Источник информации для оригинальной статьи это четвертый пункт - Overview.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. (С) Джордж Бернард Шоу

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...